Новости / Новости в стране /

ИТАР ТАСС УРАЛ: В Екатеринбурге проходят Дни ислама на Урале

Дата публикации: 04.12.09
2 декабря 2009 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» состоялась пресс-конференция на тему: В Екатеринбурге проходят Дни ислама на Урале. После завершения празднования одного из главных праздников ислама – Курбан-Байрама в Екатеринбурге открываются Дни ислама на Урале – череда культурных мероприятий, призванных рассказать уральцам об истории и современном состоянии ислама в Уральском регионе. Главным событием станет презентация уникального энциклопедического словаря «Ислам на Урале», вышедшего в нижегородском издательском доме «Медина». Это первое издание подобного рода, в котором можно найти исчерпывающую информацию о жизни мусульман семи уральских регионов до революции, в советское и современное время.
Участники:
Дамир Мухетдинов, Кандидат политических наук, председатель Совета Улемов Духовного управления мусульман Нижегородской области, главный редактор серии энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» (Нижний Новгород)
Алексей Старостин, Историк, журналист, составитель энциклопедического словаря «Ислам на Урале» (Екатеринбург)
Айдар Хабутдинов, Доктор исторических наук, профессор Казанского филиала Российской академии правосудия, ответственный редактор энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации»  (Казань)
Дамир Хайретдинов, Кандидат исторических наук, этнолог, ответственный редактор словаря «Ислам на Урале» (Москва)
Дамир Мухетдинов:  
В 2007 году в Нижнем Новгороде был учрежден издательский дом «Медина», главный офис которого располагается в Москве. За последние несколько лет мы издали порядка 200 книг религиозной направленности, научные и публицистические издания, книги по истории. Один из главных наших проектов – энциклопедический словарь  «Ислам в Российской Федерации». На сегодняшний день в рамках этой серии подготовлено уже пять книг. Начали мы свою серию с тома «Ислам в Нижегородчине», затем были выпущены книги «Ислам в Москве и Подмосковье», «Ислам в Санкт-Петербурге», «Ислам в Центрально-Европейской части России» и «Ислам на Урале». Несмотря на кризис, именно 2009 год стал более продуктивным в деле издания словарей. В 2007 году мы издали «Ислам в Нижегородчине», в 2008 году – «Ислам в Москве», в 2009 году подряд вышли три остальные книги.
Этот проект уникален тем, что к работе  были привлечены ведущие специалисты многих отраслей науки: археологи, социологи, политологи, историки, краеведы. Мы рассчитываем, что проект завершится к 2012 году и объединит около тысячи специалистов. Это действительно эпохально, глобально, потому что за последние 150-200 лет подобных проектов об исламе мы не наблюдали.
Первые крупные труды появились благодаря ученым-энтузиастам, которые в одиночку пытались создать энциклопедии. Мы взяли самые лучшие их наработки и объединили передовых ученых того или иного региона. Не случайно, что в работе принимали участие, прежде всего, не мусульмане, а ученые-востоковеды из ведущих научных центров. В подготовке статей, касающихся современности, участвовали мусульмане, которые лучше знали современные процессы в тех или иных духовных управлениях.
В 2012-2013 году мы, мусульмане, будем отмечать 700 лет принятия ислама на евразийском пространстве. Именно Золотоордынский хан Узбек утвердил ислам в качестве государственной религии в этой огромной евразийской державе. Увековечить это событие и память этого великого деятеля мы хотим в форме  издания тринадцатого, сводного тома. Думаю, что этот огромный свод будет исчерпывающий и на ближайшие десятилетия заложит основной вектор развития в российско-мусульманском сообществе.
Алексей Старостин:
В отличие от православия, ислам, к сожалению, мало исследован на Уральской земле. В процессе написания этого труда выяснилось, что есть люди, которые работали в архивах, есть масса архивных документов, которые еще не были исследованы, есть историки и специалисты другого профиля, в исследованиях которых материал по исламу присутствовал косвенно. Именно поэтому в течение  2,5 лет шла интенсивная работа.
В книге «Ислам на Урале» представлены семь регионов Урала: Свердловская область, Челябинская область, Курганская область, Пермский край, Оренбургская область, Удмуртская Республика, Республика Коми. Во всех этих регионах работали наши авторы, выезжали на место, знакомились с местностью, собирали материалы.
Презентацию издания мы приурочили к Дням ислама на Урале. Это череда культурных мероприятий, призванных рассказать об истории и современном состоянии ислама на этой земле. Мы будем встречаться с научной общественностью, со студентами, которые родом из стран Востока или изучают страны Востока в Горном университете, в УрГУ.
В Центре документации общественных организаций Свердловской области откроется выставка «Арабская вязь в сердце Урала», на которой будут представлены старинные книги из частных коллекций, уникальные документы, рассказывающие об истории мусульман в 20-30 гг., написанные на разных языках – персидском, арабском, татарском –
красивой арабской вязью.
Эта выставка призвана показать то, что исламская культура имеет свои глубокие корни на Уральской земле. Такая же задача стояла и перед томом «Ислам на Урале» – мусульмане живут здесь испокон веков, у них достаточно древняя культура, имеется значительное количество памятников археологии, истории, есть красивые мечети. Самые ранние статьи пятого тома начинаются с Х века – времени принятия ислама в Волжской Булгарии, когда на Уральской земле появляются первые мусульманские памятники, и мы можем говорить о том, что на Урале ислам существует с Х века.
Айдар Хабутдинов:  
Я очень рад, что оказался на Уральской земле. Дело в том, что мой дедушка – ваш земляк. Он учился в Горном институте в 30-е гг. Когда мы говорим о связи с тюркской цивилизацией Урала, мы можем назвать другую дату: это VII век – формирование Хазарского каганата, то время, когда Хазарский  каганат начал осваивать бассейны крупнейших рек, Волги и Камы. То серебро уральских рудников, которое тогда добывалось, меха шли на мусульманский Восток. Мусульманские памятники, которые были найдены на Урале, относятся к Х веку. Важно знать, что именно Золотая Орда выработала российские границы на западе. На востоке Золотая Орда простиралась до  Оби, то есть охватывала регион Новосибирска. Тогда первые коренные русские территории Центральной России и Уральские территории были объединены в составе единого государства. Потом был период распада, когда часть Урала была территорией Казанского ханства, часть принадлежала Ногайской Орде, часть – Сибирскому ханству.
Ключевым этапом стал XVII век, когда огромный регион, начиная от Санкт-Петербурга, Балтики, до Восточной Сибири оказался в составе единого государства. Когда мы начали рассматривать все это подробнее, выяснилось, что тогда и теперь в тех ключевых регионах, о которых мы сейчас говорили, число мусульман составляет больше 100 тыс человек.
Первая серия контактов связана с Западом, Поволжьем, Центральной Россией. Вторая серия контактов  связана с регионом Перми, она направлена на север, это территория  Полярного Урала до Северного Ледовитого океана. Следующая серия контактов идет на Сибирь, в чем основную роль сыграл Екатеринбург и менее известную роль – Троицк. Третий регион, с которым был связан Урал, – дорога через Оренбург, где сейчас прокладывают шоссе от Санкт-Петербурга через Москву, Казань, Оренбург, Астану и до Пекина, – это связи с Казахстаном и Центральной Азией.
Очень приятно, что Екатеринбург – это, действительно, становой хребет Евразии, что он не оказался изолированным регионом. Как для мусульман, так и для православных он поддерживает контакты на огромном Центрально-Азиатском пространстве. Таким образом, практически с VII века здесь идут новые караваны, прокладываются новые дороги.
Не нужно делить пространство на русское и татарское. Известно, когда с территории уходит татарский язык (как это происходит в Центральной Азии), оттуда также уходит и русский язык. Казань – это исторический центр татар, это наша священная Родина, город ханов, которые правили Поволжьем и частью Урала. Очень важно, что мусульманские связи существуют здесь тысячу лет. И от того, насколько мы их сохраним, зависит,  получим мы мусульманские традиции российские или «не российские».
В представленном сегодня словаре мы показываем, что есть прекрасные традиции сосуществования христиан и мусульман, русских и татар. Мы должны показать новым поколениям, что эти традиции будут существовать и развиваться.
Дамир Хайретдинов:  
В отличие от предыдущих томов, над составлением тома «Ислам на Урале» работало более 50 авторов – это доктора, кандидаты наук, представляющие разные отрасли исторической науки: этнологи, археологи, архивисты, публицисты, которые максимально постарались описать и историю, и современность. Том этот очень объемный, содержит почти 700 статей.  Ведь этот регион сам по себе огромен. Семь регионов, которые мы описали в этом томе, обычно представлены русским населением. Но на самом деле этнический срез здесь многонациональный, многоконфессиональный. Здесь присутствует, согласно данным официальной переписи, почти 1,5 млн мусульман – это огромная цифра. В основном это татары, башкиры, казахи, но помимо того присутствует достаточно большая община мусульман из других регионов бывшего СССР – с Кавказа и из Средней Азии. Проникновение этнических элементов из других регионов началось чуть ли не с позднего Средневековья, с имперского времени. Троицк, Оренбург создавались на границе со среднеазиатским миром, поэтому на этих территориях в качестве одного из компонентов населения всегда присутствовали таджики, казахи, узбеки. Сегодня миграция простирается севернее. Это началось еще в советское время, когда советское правительство в военные годы привлекало мобилизованных из Средней Азии для того, чтобы они трудились во имя нашей всеобщей победы. Некоторые остались здесь. Например, небольшая община репрессированных народов Крыма, которые выселялись в Удмуртию, Пермский край. Таким образом, эта многонациональность заложена давно. Работу по окультуриванию, социализации населения необходимо продолжать и с помощью таких трудов.
Как будет распространяться эта книга, и каким тиражом будет выпущена? О чем будет идти речь на встречах в университетах?
Алексей Старостин:
Энциклопедия «Ислам на Урале» будет продаваться в ряде магазинов Екатеринбурга. Также есть договоренность о распространении книг в Челябинске и Троицке. В ходе Дней ислама на Урале мы проведем переговоры о том, чтобы книги поступили в магазины при мечетях и центры национальных культур, например, в татаро-башкирские библиотеки. Ключевые библиотеки Уральского региона получат этот том в подарок. Тираж издания составляет 2 тыс экземпляров.
Что касается встреч в университетах, то, к примеру, в Горном университете учится очень много студентов из Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана, Казахстана. Они испытывают большой интерес к этому изданию. В вузах мы планируем поговорить о связях Урала со Средней Азией, расскажем об исламе на Урале.
В УрГУ презентация словаря будет проходить для студентов-международников, востоковедов и студентов исторического факультета. Там мы поговорим о взаимоотношениях России с государствами Ближнего и Среднего Востока.
Насколько Вам кажется актуальной проблема проникновения радикальных исламских  течений на Урал?
Айдар Хабутдинов:
В этом году проходит юбилей – 220 лет Оренбургскому Магометанскому Духовному Собранию. Действительно, это выдающийся компромисс между мусульманами, достигшими определенной автономии, и Российским государством, которое взамен получило лояльность мусульман. Если вспомнить XVIII в., то в это время в этом регионе происходили бесконечные восстания. Было издано разрешение на создание сетей мечетей и учебных заведений, причем часть мечетей, например, в Троицке и Оренбурге, финансировалась государством. Те профессиональные кадры, которые выпускались из этих учебных заведений, активно работали в части Северного Кавказа. Эти деятели сыграли огромную роль для присоединения Казахстана к России.
К сожалению, советская власть всю эту инфраструктуру нарушила – 60 лет на территории России не было никакого мусульманского образования. То поколение, к сожалению, вымерло. Какими бы ни были отношения между татарами и русскими, булгарами и русскими, уже тысячу лет назад люди понимали: здесь православные, а здесь христиане. Как-то им было лучше между собой ужиться. Золотая Орда – выдающийся пример того, как существовали многонациональные и многорелигиозные города. Даже в Средней Азии нет такого примера. Там происходит четкое деление на представителей Азии и Европы. Для среднеазиатов татарин – это, однозначно, европеец. Русское государство в XVIII в. брало мусульманскую элиту, учило в своих учебных заведениях, но при этом понимало, что мусульмане останутся мусульманами. Если сейчас люди из зарубежья останутся, с одной стороны,  мусульманами, но с другой стороны, получат представление о российской гражданской традиции – это и будет та самая интеграция в российском обществе.
Дамир Мухетдинов:
Последние 15 лет тысячи молодых мусульман получали образование за рубежом. За последние 15 лет кардинально изменились страны Персидского залива. Те студенты, которые 15 лет назад обучались в этих странах, приехали с представлением о той Саудовской Аравии, того Египта. На сегодняшний день эти страны поменяли свои учебные программы и пособия, но наследие осталось.
В советское время мы уничтожили все свои традиционные институты, религиозные заведения, поэтому наши мусульмане могли получить образование только в Бухаре и Ташкенте, но туда из одного крупного региона за десять лет принимали одного человека. Та мусульманская элита, которая на сегодняшний день представлена  в идее руководителей того или иного религиозного управления – муфтии, председатели духовного управления – это выпускники Бухары и Ташкента. Это люди с качественным советским образованием, религиозным образованием, но традиций не было.
Только сейчас начали восстанавливать высшие и средние учебные заведения в Центрально-Европейской части России, в таких республиках, как Татарстан, Башкортостан, Дагестан. Этим учебным заведениям 5-10 лет. Сегодня руководство учебных заведений провело некую селекцию радикальных, нерадикальных, протатарских, пророссийских  взглядов преподавателей.
Мы считаем, что проникновение радикальных исламских течений на Урал в ближайшее время будет только возрастать. Их роль на влияние регионального и духовного управления общины будет усиливаться. Сегодня надо обратить внимание на опасность того, что ряд русских ребят, принимающих ислам, неофиты – это, в основном, вчерашние неофашисты, сторонники радикальных группировок, скинхеды. Они обращаются в ислам и пытаются преподнести его в радикальном жестком варианте.
Думаю, что наш проект, а также просветительская, педагогическая деятельность, которой мы занимаемся в рамках нашего института, издательского дома, сможет создать некий заслон проникновению этого «вируса», потому что молодежью надо заниматься. Если с молодежью никто не будет работать, ею займутся зарубежные педагоги и зарубежные «спонсоры».
Как бы вы оценили межконфессиональное общение и сотрудничество в УрФО?
Дамир Мухетдинов:
Мне отрадно видеть ту политику, которую отражает канал «Союз», который настроен на конструктивное межконфессиональное сотрудничество.  То, что на уральской территории мы, действительно, не слышим о каких-то очагах насилия, недоговоренностях и непонимании между представителями разных конфессий, говорит о том, что лидеры разных духовных управлений и православной епархии находят общий язык, умеют существовать в мире и гармонии, созидать и заниматься своим насущным делом. Здесь очень важно, чтобы Русская православная церковь шла на контакт, оказывала поддержку мусульманам, ведь православных – большинство, а российские мусульмане нуждаются в административной поддержке.
Нам многому нужно поучиться у наших братьев, коллег – например, в организации работы СМИ. Если не будет сотрудничества традиционных конфессий – православных, мусульман, иудеев – значит на это место придут сектанты, как со стороны ислама, так и со стороны православия. Важно, чтобы руководство духовных учреждений и конфессий декларировало совместную работу не только в каких-либо праздничных торжествах, но и на конференциях, в повседневной деятельности. Важно, чтобы разные народы, люди разных конфессий познавали друг друга и взаимообогащались. Поэтому мы только за развитие межнационального и межконфессионального взаимосотрудничества на территории нашей страны. В этом гарант ее стабильности, сохранения и дальнейшего позитивного развития.
Алексей Старостин:
Урал во многом показывал всей России примеры межконфессионального диалога. Например, в Перми именно по инициативе мусульман был создан первый в России межконфессиональный консультативный комитет. Сейчас мы видим, что такие органы есть почти в каждом уральском регионе. Очень активно по национальным делам проявляют себя в комитетах достаточно крупные национальные общины: татарские, башкирские, центрально-азиатские, кавказские. С одной стороны, они добиваются определенных условий для сохранения и развития своих национально-культурных традиций, с другой – обогащают другие народы, проживающие на Урале, знакомя их со своей культурой и своими традициями, неотъемлемой частью которых является ислам.    
www.tass-ural.ru
 

  Комментарии   

# Юра и другие
2014-01-27 16:37 Кто хочет знать правду об убогих отвратительных иштякобашкирах, которые считают себя ариями как фашисты! Прочитайте не поленитесь. Повести и рассказы, писателя Мамина сибиряка, Рассказ Байгуш!!! Писатель написал, как ишбашкиры паразитировали на Урале!!! И вы все поймете! Ленин наверняка тоже читал рассказ Байгуш Мамина сибиряка!! В наше время Рахимов с сыном и башкирами и с серыми волками ограбили республику! И продолжают паразитировать до сих пор! Надо восстановить Уфимскую губернию! Снести памятник конный бандита террориста Салавата в Уфе!!! Который пропагандирует, вдохновляет до сих пор ТЕРРОРИЗМ в России!!!
# Ericksep
2017-06-08 18:02 wh0cd5896983 crestor pharmacy lasix loop diuretic
# Ericksep
2017-07-24 15:49 wh0cd188265 yasmin trileptal xr elimite generic sinequan

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

67.6812
+0.1574
76.0737
-0.0189

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер