Новости / Новости в стране /

Р.Гайнутдин: "Разделить нашу страну по религиозному принципу невозможно"

Дата публикации: 09.12.10
Выступление Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля  Гайнутдина на конференции  второго Симпозиума мусульманских общин и меньшинств стран Центральной и Восточной Европы.

Бисмиллахир рахманир рахим!

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Сердечно приветствую Вас братским приветствием: Ас-саляму аляйкум, ва рахматуллаhи ва баракатуh! –

Мир Вам, милость Аллаhа и Его благословение,  уважаемые участники  и гости конференции!

Передаю Вам самые добрые пожелания успеха от 20-миллионной мусульманской уммы Российской Федерации.

Я представляю Совет муфтиев России,  в который входят духовные управления мусульман, религиозные организации страны, расположенные от берегов Балтийского моря, граничащего с Польшей и Германией Калининградской области на Западе до границ с Китаем, Монголией и Японией и до Тихого океана на Востоке; от морей Северного Ледовитого океана, от Архангельска, Мурманска и до города Сочи на берегу Черного моря.

На всех этих российских землях на протяжении многих веков мусульмане являются коренными жителями, гражданами своего государства. На этих землях покоится прах отцов и дедов, на этих землях располагались мусульманские ханства и эмираты: Казанское, Астраханское, Ногайское, Сибирское, где наши предки творили историю и развивали Ислам на этих территориях, которые сегодня входят в состав современной России. История России показала, что наивысших успехов Россия достигала, будучи единым государством, в котором живут представители разных народов и последователи разных религий. В качестве примера можно привести победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, где плечом к плечу сражались мусульмане и христиане, иудеи и буддисты для того, чтобы остановить зло, в лице нацизма и фашизма.

Ислам в России является  фактором стратегического характера. Именно российские мусульмане, представители коренного населения огромных пространств Поволжья, Кавказа и Сибири  дают право нашей стране именовать себя евразийской, дают возможность руководству России заявлять об исламской составляющей внешней и внутренней политики нашего государства. Исторически, на протяжении многих столетий, мусульмане выступали верными соратниками других народов. В нашей стране, в отличие от многих стран Европы, Ислам не является религией мигрантов. Ислам - религия, которая наряду с Православием, Иудаизмом и Буддизмом законодательно записана как традиционная религия нашей страны.

 Ислам был принят в государстве Волжская Булгария на территории Поволжья и Приуралья еще в 922 году по Григорианскому летоисчислению в 310 году по хиджри, на несколько десятилетий ранее, чем состоялось принятие Православия на территории Руси. А на территории Дагестана первая проповедь ислама прозвучала более 1400 лет назад. И сегодня благодарные потомки тех мусульман в г. Дербенте свято хранят память и могилы асхабов - сподвижников Пророка Мухаммада (с.а.ва.с), которые прибыли сюда в первые десятилетия после ухода из земной жизни нашего Пророка Алейхис-салям.

Сегодня многие государства Запада, в том числе европейские, имеют значительный процент мусульманского населения. Однако нельзя забывать, что подавляющее большинство из последователей Ислама в этих странах – иммигранты или их потомки во втором, в третьем, максимум в четвертом  поколениях. Отличие с Россией налицо – российские мусульмане исконно живут на своих землях, со своей богатейшей историей, опытом мирного сосуществования со своими соседями, многовековым взаимопроникновением культур. С другой стороны, многие мусульманские государства мира имеют в своем населении достаточно значительные христианские общины. Однако в них с большим трудом можно представить себе такой уровень межрелигиозных отношений, который наблюдается в России, поскольку данные общины, как правило, придерживаются строгой изоляции от большинства. И в этом случае российский опыт уникален: мусульмане проживают везде, по всей территории нашей страны, они настолько вписаны в общество на всех его уровнях, что разделить нашу страну по религиозному принципу просто невозможно.

Но такие попытки, как мы прекрасно знаем, попытки разделить нас, предпринимались. Для этого использовались и националистические лозунги и религиозная риторика, и бравирование религиозными символами. Однако экстремистам не удалось разрушить единство Российского государства, и не менее важно – им не удалось втравить российских граждан в вооруженное противостояние на религиозной основе.

Если взять исламский фактор, то мы можем с огромным удовлетворением отметить огромную роль мусульман нашей страны в деле срыва этих разрушительных замыслов  тех, кто под лозунгами Ислама  пытались разрушить мир и единство в нашем государстве. Россия многонациональная и поликонфессиональная страна, где не может быть приоритет одной из религий.

Сегодня, к сожалению, мы констатируем: традиции мирного и взаимоуважительного диалога в разных регионах России прерываются акциями, порой отнюдь не мирными, звучат ноты агрессии, неприятия традиций соседей, непонимания, неприятия иной культуры, иного мышления.

Причины подобных тенденций, в своей основе лежат в социально-экономической области. Однако, в неожиданно возникшем в последние годы в российском обществе необоснованном страхе перед религией Ислам, есть и доля отголосков процессов, происходящих за пределами России.

Во второй половине ХХ века во всей Западной Европе происходит рост самосознания этнических меньшинств. Основными причинами этого явились: крушение всемирных колониальных систем Британии, Франции, Голландии, Бельгии и т.д.; небольшой всплеск этнического сепаратизма в этих странах, случившийся во время Второй мировой войны под влиянием целенаправленной политики германских фашистов; начало глобализационных процессов в экономике и политике, от которых в первую очередь страдают именно этнические меньшинства; начало массовой эмиграции в Европу выходцев из бывших колоний, сохранявших свои этнорелигиозные особенности, что стало вызовом традиционной системе унификации культур, языков и религий в западно-европейских странах.

Ислам в Европе – это, в основном, религия мигрантов, привнесение новой культуры, мощнейшей, но иной  цивилизации в устоявшуюся на протяжении тысячелетий европейскую христианскую цивилизацию.

За период новейшей истории на перемены и в мусульманском мире и в западных странах повлияли, в том числе, ряд кризисных явлений. Два из самых значимых из них – кризисы, непосредственно касающиеся роли религии в жизни человека, это:

· публикация в 1988 году  в Лондоне «Сатанинских стихов» Салмана Рушди, отвратительного пасквиля, содержащего уничижительные оскорбления на Пророка (с.а.с) и его семью, что вызвало справедливый гнев мусульман в мире, привело к волнениям, гибели людей, физическим, но более того, нравственным страданиям верующих. Тот факт, что это издание было выбрано для участия в конкурсе на премию Буккера, а в Великобритании получило литературную премию Уитбред, еще более противопоставило исламский мир и западную цивилизацию, поскольку представители европейской культуры пренебрегли чувствами мусульман;

· второй вехой кризиса стала публикация в датской «Юлландс-постен» кощунственных карикатур на Пророка Мухаммада, направленных на унижение и оскорбление чувств верующих и в итоге, ведущая к разжиганию ненависти и вражды между народами. И вновь, под предлогом свободы слова и выражения, Датское правительство отказалось от политической и моральной  ответственности, тем самым развязав многомесячный «карикатурный скандал», давший метастазы по всей Европе.

Мы требуем прекратить любое оскорбление религиозных чувств и осквернение священных для верующего человека текстов, символов, имен и мест. Тот, кто посягает на святыни, должен знать, что больно ранит сердца людей и сеет рознь между ними.

Мы не можем отстраненно наблюдать за возникшей на международной арене тенденцией распространения всевозможных «измов» - фундаментализма, сепаратизма, экстремизма, радикализма… .

Несмотря на то, что эти явления возникли вне исламского мира и вне мусульманской среды и ничего общего не имеют с религией Ислам, стало привычным использование этих понятий и терминов с приставкой «исламский», «мусульманский». Закрепили эту несправедливость в СМИ соединения  Ислама с этими «измами» и события  11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, отождествляя Ислам с террором, а мусульман с террористами. Углубляет противостояние народов и религий и запреты строительства мечетей, минаретов и запреты на ношение хиджабов.

Прервать эту порочную череду, разрушительно влияющую на умы и мусульман, и немусульман,  должны действия, равные по значению  со строительством мечети в «нулевой» точке Нью-Йорка, с решением уровня Парламентской  ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), которая в октябре с.г. в своей резолюции выразила серьезную озабоченность, в связи с резким ростом на европейском пространстве целого ряда форм экстремизма, в том числе и на уровне властных структур и организаций:

«Самую большую озабоченность вызывают расизм и ксенофобия, в том числе в свете роста популярности среди избирателей партий, исповедующих расистские идеи, что проявилось в ходе недавних выборов на национальном уровне, а также выборов в европейский парламент», - отмечается в документе ПАСЕ. Депутаты ассамблеи также подчеркнули, что их беспокойство вызывает и то, что «некоторые общественные деятели все чаще обращаются к враждебной риторике, временами граничащей, а подчас и откровенно сливающейся с пропагандой ненависти».

Депутаты ассамблеи подчеркнули, что перед государствами-членами Совета Европы «встает задача по эффективному устранению угрозы, не порождая при этом неприязни к Исламу как к религии».

Мы разделяем мнение, что  одной из важнейших остается задача утверждения в политике более этичного подхода к вопросам расовой, этнической, гражданской и религиозной принадлежности.

В этой связи национальным меньшинствам также может быть интересен положительный региональный аспект, существующий в ряде европейских государств, в частности, в Великобритании, касающийся вопроса национальных языков за пределами автономных образований. Любая дискриминация, а в области родного языка и религии – путь к ответным действиям. Необходимо, прежде всего, устранять первопричины, порождающие экстремизм.

Главным направлением на пути пресечения широкого вовлечения молодежи, в экстремистские группировки  и движения любой идеологии и окраски является решительная борьба с дискриминацией, межкультурный и межрелигиозный диалог. Здесь важно  вовлекать и молодежь в процесс выработки решений гражданского общества и неправительственных организаций, гражданское воспитание и ответственность во всех возрастных группах.

Мусульмане и их религиозные организации открыто заявляют о своем желании и готовности вести конструктивный диалог с представителями всех религий и надеются, что такой же подход будет проявлен и с другой стороны. В отношениях между истинно верующими людьми, принадлежащими разным цивилизациям, недопустимо навязывание своего превосходства, основываясь только на своей многочисленности и силе.  Всевышний учит нас справедливости, и именно этот принцип должен лежать в основе взаимоотношений между религиями и народами.

По инициативе Комиссара по правам человека Совета Европы за последние годы в Росси проведен ряд важных мероприятий, в том числе конференция по проблемам межрелигиозного диалога в Казани и Поволжский Форум по диалогу и сотрудничеству религий в Нижнем Новгороде, встречи семинары, призванные ознакомить с российским опытом мирного добрососедства народов и наций, исповедующих различные религии.

Мировое сообщество, прогрессивная его часть, прекрасно понимают, что только через образование и взаимное познание можно достичь успеха в развитии всего человечества. Живя в эпоху глобализации и взаимопроникновения культур, на пути научно-технического прогресса нужно научиться вести диалог, поскольку наш мир сегодня так тесен и хрупок, и все процессы в нем взаимообусловлены, а диктат силы не порождает ничего, кроме ответного силового действия.

Причина заключается в плохом понимании религиозных и культурных традиций друг друга. Все мы являемся творениями Всевышнего, а языковые и культурные отличия наших стран и народов созданы Богом лишь для того, чтобы сделать нашу жизнь разнообразней и интересней. В Священном Коране Творец всего сущего говорит: «Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга. И поистине, самый лучший из вас - наиболее богобоязненный» (49:13). Всевышний призывает нас познавать друг друга, брать пример в хороших деяниях и самим являться достойным примером для окружающих. Я вновь повторяю: мое глубокое убеждение, что все проблемы, с которыми столкнулось современное общество, это отсутствие богобоязненности, справедливости, желания познать и понимать друг друга.

Мы уже выражали сожаление, что религия превращается лишь в одну из составляющих культуры общества. Религия и есть культура, ибо любая культура основана на духовном фундаменте.

Почему мы, священнослужители разных религий и конфессий в состоянии найти общий язык между собой, а наши верующие, к сожалению, не всегда?  Быть может все дело в том, что большинство людей совершенно не знают элементарные  основы великих монотеистических религий. Опасен тот факт, что, опираясь на общественное незнание основ монотеистических религий некие силы, пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией для дестабилизации обстановки в мире.

Гуманистические ценности Ислама и других религий несут огромный духовно-нравственный потенциал, они провозглашают взаимопомощь, сострадание, мир, согласие, единство, сотрудничество. С этой точки зрения религия выступает и как важный фактор в решении многих духовно-нравственных, а через это,  и социально-экономических проблем общества. Первоочередная задача дать людям достоверную информацию друг о друге и это задача не только проповедников, но и всех, кто формирует общественное мнение.

Совет муфтиев России, Европейский мусульманский союз совместно с рядом европейских мусульманских организаций выступили с инициативой проведения в конце мая 2011 года Первого Европейского мусульманского Форума. За последние 50-60 лет европейские мусульмане добились невероятных результатов в социальной организации, налаживании взаимодействия с правительствами и общественными организациями стран проживания, просветительской и благотворительной деятельности. Во многих европейских государствах мусульмане уже представлены в парламентах и правительствах своих стран.

Тем не менее, сегодня европейские мусульмане все еще сталкиваются с большим количеством проблем - болезненной реакцией европейских обществ на рост численности мусульман, попытками запрета в странах проживания различных элементов исламской культуры, высмеивания исламских ценностей и святынь. Обсуждению путей преодоления этих проблем направлен проект созыва Форума. Идея проведения Форума уже сегодня получила одобрение и поддержку политических элит России и Казахстана. Идея проведения Форума уже сегодня получила одобрение и поддержку политических элит России и Казахстана. По мнению инициаторов Форума, наиболее оптимальным решением было бы проведение этого знакового мероприятия в Москве. Это поможет наладить всесторонний обмен опытом интеграции мусульман в европейский социум. Далее планируется сделать Форум регулярным с постоянно функционирующим Секретариатом, и собирать его с периодичностью раз в два года в одной из европейских столиц.

По мнению инициаторов Форума, наиболее оптимальным решением было бы проведение этого знакового мероприятия в Москве. Это поможет наладить всесторонний обмен опытом интеграции мусульман в европейский социум. Далее планируется сделать Форум регулярным с постоянно функционирующим Секретариатом, и собирать его с периодичностью раз в два года в одной из европейских столиц.

У россиян независимо от религии, независимо от национальности, единая история.  Нас объединяет глубокое взаимное проникновение нашей материальной и духовной культуры, миллионы и миллионы человеческих судеб. Нас не раз пытались противопоставить друг другу по религиозному или по национальному признаку. Но, несмотря ни на что, мы сохранили верность нашему единству, проверенному временем и общей исторической судьбой. Сегодня Ислам во многом играет важную и значимую роль в формирование благоприятного общественного климата в нашей стране.

Я  еще раз приветствую всех участников нашей встречи, всех представителей различных национальностей и вероисповеданий. Я желаю всем нам  прогресса на пути веры, на пути мира.

Да благословит всех нас Всевышний Аллах в том, что угодно Ему в нашем служении  Его творению!

Мир Вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословения!

muslim.ru

 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

64.3455
+0.0907
71.0503
+0.203

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер