Ислам в СМИ / Печатные СМИ /

Белый парус: Саммита ОИК в Астане не будет или Зачем Назарбаев выдает желаемое за действительное

Дата публикации: 21.01.11
Не успел народ Казахстана оправиться от бремени «председательства» в ОБСЕ, на которое были потрачены немалые средства, прежде всего на саммит данной организации в Астане, как Назарбаев затеял новую авантюру. На сей раз в рамках Организации Исламская Конференция (ОИК). Сразу же после новогодних празднеств Назарбаев, глава казахского МИД Саудабаев и другие «соратники» хозяина Акорды стали распространять заявления «о председательстве Казахстана в ОИК в 2011 году». Челядь придворных «аналитиков и экспертов» при поддержке государственной пропагандистской машины грезят тем, что летом этого года Казахстан станет едва ли не «пупом Земли», объединив два саммита в Астане – ШОС и ОИК. Говорящая и пишущая на эту тему братия взахлеб сообщает, что «это свидетельствует о высоком доверии мирового сообщества, авторитете президента РК».

И Назарбаев, и Саудабаев хорошо знают, что саммит ОИК состоится в марте в Шарм-аш-Шейхе. Назарбаев уже дал согласие на участие в этом мероприятии. В Астане же в июне пройдет очередное заседание СМИД ОИК. Предыдущее заседание состоялось в мае 2010г. в Душанбе. Таджикская сторона спокойно, без лишнего шума организовала работу СМИД, как это делали другие страны, в которых проводились подобные мероприятия.

Но Назарбаев так не может. Он в очередной раз пускает пыль в глаза своему народу, международному сообществу, занимаясь самовосхвалением. По его указанию казахские СМИ штампуют пафосные материалы о «триумфе казахской дипломатии», «прорывным саммите всех времен», готовят шаблонные статейки «об авторитете Казахстана и эффективности его председательства в ОИК».

Решение политико-идеологических центров мусульманского мира о проведении СМИД в Астане во многом продиктовано их стремлением использовать Казахстан для укрепления позиций ОИК в СНГ, и заодно прозондировать возможности контактов с ШОС, ОДКБ, ОБСЕ. Лидеры мусульманских стран не наивны, чтобы возлагать какие-либо надежды на Казахстан. Им ясно, что эта страна не сможет добиться чего-либо конкретного для мусульманской уммы.

Имеются, как минимум, пять причин, по которым Казахстан не может играть решающей роли для ОИК.

Первое. Казахстан вступил в ОИК лишь в 1995г. Его взаимодействие с организацией оставалось пассивным вплоть до 2006г. Да, и сегодня доля стран ОИК во внешней торговле РК не превышает 10%. Главными торговыми партнерами Казахстана остаются КНР, РФ и Запад, для которых основные ценности ОИК не являются приоритетными.

Второе. Казахстан не обладает авторитетом в исламском мире. В Казахстане Ислам либо какая-то другая религия не доминируют ни в идеологии, ни в политике, ни в обыденной жизни. На территории Казахстана Ислам укоренился значительно позднее, чем в Средней Азии. Распространение Ислама стало следствием арабских завоеваний VII века, но это не стало «точкой отсчета», чтобы считать эту страну полноценной частью исламского мира. Волны кочевников, привносивших с собой свои политеистические верования, не давали этому процессу завершиться. В итоге казахские степи остались «периферией Ислама».

Казахи на протяжении всей своей истории не выказывали никакого религиозного рвения, оставаясь в вопросах веры откровенными. До 1990г. мусульманские общины Казахстана подчинялись Духовному управлению мусульман, расположенному в Ташкенте. У казахов Ислам сочетается с доисламскими верованиями – тенгрианством, шаманизмом, почитанием духа земли – ана Жер и культа покровителей огня и скота. Для этих мест характерно отсутствие строгости в соблюдении норм шариата. Что вообще можно сказать, если в северных регионах страны погребальные обряды зачастую совершались под магнитофонные записи молитв из Корана.

Третье. В Казахстане государственная политика в области религии соответствует уровню религиозности общества и буквально «шарахается» из стороны в сторону. В этом контексте примечателен разрекламированный в свое время визит Папы Римского в Казахстан в 2001г. Никакой практической значимости этот визит не имел, однако вызвал открытое недовольство православной Церкви, стремящейся нейтрализовать «католическое лобби». В январе 2010г. состоялся визит в Казахстан Патриарха Кирилла, наградившего Назарбаева орденом «Славы и чести». В Астане он дал советы по межрелигиозной толерантности казахам.

12 декабря 2010 года Назарбаев, шутя, попросил владельцев птицефабрики из Южно-Казахстанской области, которые недавно запустили свое производство по выращиванию и переработки мяса индейки, прислать несколько партий продукции в канун Нового года чиновникам из Астаны. «В США ведь есть праздник, на котором американцы едят мясо индейки», – вбросил он, намекая на отмечаемый американцами День благодарения, когда неотъемлемым атрибутом праздничного стола является жареная индейка. Зал аплодировал в ответ на такую глупую шутку «лидера нации».

7 января Назарбаев посетил Свято-Успенский кафедральный собор Астаны. Там он с раннего утра присутствовал при совершении Божественной литургии и обряда причащения, а потом поздравил всех казахстанцев с праздником Рождества Христова.

Претензии Казахстана в сфере межконфессиональных отношений проявляются в проводимых Съездах мировых религий. На последнем съезде в Астане представители Израиля демонстративно снимали наушники синхронного перевода при выступлении арабских делегаций. А стоило Ш.Пересу подняться на трибуну, иранская делегация тут же покинула зал заседаний. Съезд напоминал диалог глухого с немым, площадку для провокаций. Ш.Перес был главным гостем Акорды. Свое выступление на съезде он завершил словами: «Бог убийц – не наш бог», намекая на террористические акты, совершаемые исламисткими группировками.

Четвертое. Недоверие мусульманского мира Назарбаеву усиливается партнерством Казахстана с Израилем. Республика занимает одно из лидирующих мест среди мусульманских стран по частоте политических контактов с Израилем. Казахстан играет важную роль в обеспечении энергетической безопасности этой страны. В 2009г. двусторонний товарооборот составил 2,5 млрд. долл. 2 млрд. этой суммы приходятся на поставки казахской нефти в Израиль. Вследствие партнерства с Тель-Авивом Астана снизила уровень своей поддержки «арабской инициативы» по разрешению ближневосточной проблемы.

Пятое. Репутация Казахстана в глазах Уммы сильно испорчена, помимо прочего, ввиду неоднократных демаршей Астаны, совершенных в рамках ее взаимоотношений с Западом. Казахстан направил военный контингент в Ирак и собирается участвовать в операциях ИСАФ в Афганистане, в то время когда большинство мусульманских государств выступает против военного присутствия Запада в этих странах и за вывод оккупационных войск. В свете договоренностей, достигнутых на Лиссабонском саммите НАТО, США заинтересованы, чтобы как можно больше казахских солдат отправились в Афганистан и чтобы флаг РК в этой стране был виден издалека и всему миру. Естественно, это вызвало негативную реакцию в мусульманских государствах, выступающих против военных методов решения афганской проблемы.

Наконец, публичные заявления казахских официальных лиц, что их страна является неотъемлемой частью европейской цивилизации, стремление Назарбаева «приобщиться к семье европейских народов», объявление государственной программы «Путь в Европу» – все это вместе взятое явно диссонирует с амбициями Акорды быть «объективным посредником» между Западом и мусульманским миром.

Принимая во внимание вышесказанное, можно с полной уверенностью говорить, что в ОИК Казахстан будет действовать с оглядкой на США и Израиль, стараясь не нарушить «конструктивного» сотрудничества с Западом. Подобную политику в отношении мусульманского мира можно квалифицировать, как стремление «не подняться выше заранее определенного уровня».

По сути, казахскому руководству не удастся добиться каких-либо значимых шагов в решении актуальных проблем исламского сообщества, консолидации потенциала ОИК, укреплении международных позиций мусульманских стран, усилении их экономических связей. Скорее, все будет наоборот – чем больше Назарбаев будет вмешиваться в дела мусульманских стран, тем больше пострадают ОИК и общеисламские ценности. Высокопарные сентенции казахского руководства «о председательстве в ОИК» – это очередная пиар-акция Астаны, в «сухом остатке», которой, также как в ОБСЕ, останутся: нулевой результат, скандалы и серьезное недопонимание между партнерами по организации.

 

Гиззат Абдилдин
 

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

63.8272
-0.6439
70.6695
-0.8612

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер