Наша вера / Мировоззрение /

Фикх: способность понимать, рассуждать, действовать

Дата публикации: 06.11.09
Способность рассуждать и понимать - одно из великих благословений, которым Аллах вознаградил всех нас. Когда человек старается вникнуть, понять что-либо и использовать полученные знания в праведных и благородных целях, то может быть уверен: его дорога будет верной. Вот почему в молитвах мы просим Аллаха: «Веди нас прямым, верным путем».

Способность мыслить – дар Божий. Это как свет, который делает ясным, что недопустимо, а что правильно, что истинно, а что ложно. Но люди созданы разными, и способности наши тоже различны. Если бы все мы имели одинаковые способности познавать  и рассуждать, то  у нас не существовало бы различных научных школ, разных ученых. Никто бы не получал награды и признания за особые успехи в интеллектуальной деятельности.

Давайте вспомним историю о Давиде и Соломоне (мир им обоим). Оба они – пророки Божьи. Известна замечательная история, рассказанная Аль Бухари и Муслимом.

Две женщины, каждая со своим младенцем, отправились в путь. На них напали волки и унесли  одного младенца. Женщины начали спорить, чей ребенок был похищен. Не придя к согласию, они оправились к царю.

Царь славился своей мудростью. Выслушав женщин, он обратился к своим слугам: «Принесите мне меч.  Я разрублю этого ребенка на две части. Каждая получит равную долю».  Одна из женщин закричала: «Неужели ты погубишь младенца?! Нет! Не делай этого! Позволь мне отдать часть, причитающуюся мне, другой  матери, только пусть ребенок останется жив».

 Соломон вынес решение: «Вознаграждения достойна та, которая отказалась от своей доли. Ребенок – ее. Она  согласилась сама страдать, не видя ребенка, лишь бы он не был лишен жизни».

В Коране рассказан еще один случай о том, как поспорили два пастуха. По недогляду одного из них отбившиеся от стада овцы забрели ночью на  засеянную пашню и поели нежные побеги. Как наказать виновного? Пастухи обратились к царю рассудить спор.

 Владельца овец  хозяин пашни вызвал на суд к Дауду, который велел отдать всех овец хозяину пашни в счет убытка. Одиннадцатилетний Сулейман высказал иное мнение. Было бы справедливее, посчитал он, передать овец хозяину пашни лишь во временное пользование, чтобы компенсировать убытки на шерсти, молоке и приплоде. Дауд согласился с решением сына.

 «…И мы при их суде присутствовали Сами. И вразумили Сулеймана (по справедливости) об этом рассудить, и каждому из них Мы даровали знание и мудрость. Дауду подчинили горы Мы и птиц, чтоб вместе с ними хвалу Нам воздавали. И так Мы сделали своею волей» (Коран, 21:78-79)

В этих аятах первое, на что следует обратить внимание,  в словах Аллаха: «Мы вразумили Сулеймана».  То есть человеку была дана особая способность понимания, рассуждения, принятия решений. И такое мог сделать только Аллах.

Уметь понять что-либо подразумевает знание истинного смысла разговора, вопроса, проблемы. В арабском языке для этого понятия есть слово «фахм» (понимание). А есть еще одно понятие, также существующее в арабском языке, но более точное для определения  способности понимать, рассуждать,  это слово «фикх». В исламской терминологии это слово  синонимично понятию «исламский закон», «право».

Особенность смысла этого понятия для мусульман заключается в том, что  процесс рассуждений и принятия решений – единый комплекс, затрагивающий наши способности логически, рационально мыслить, понимать сердцем, принимать решения и действовать.

Слово «фикх» встречается в аятах Корана более двадцати раз. Если мы проанализируем, в каком значении оно используется, то увидим, что реже всего в простом  «понимании  чего-либо». Согласитесь, знать только значение какого-либо понятия или знать только содержание какого-либо указания, но не  уяснить смысл и не следовать ему с разумением - все равно, что оставаться в незнании, в слепоте.

Вот что сказано в Коране: «И где бы вы не находились, вам предстоит познать смерть, когда ее черед настанет, если б вы даже схоронились в высоких башнях, что взметнулись к небесам. …Все благое, что тебя постигает, - от Аллаха; а что постигает из дурного – исходит из греховности твоей (как наказание от Него)»(4:78-79)

Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) люди тоже знали слова «благо», «добро», «дурное», «злое». Но понимали ли они, что стоит за этими словами, как они могут и должны соотносить содержание этих понятий к самим себе,  к Аллаху?

Фикх подразумевает активность, развитие личности. Порой это происходит в большей степени благодаря развитию мышления, разуму; порой активнее душа, чувства, эмоциональное начало.  Но  результатом всегда должен стать шаг положительного изменения, большей близости к Богу, шаг на пути веры.

Люди, которым эти шаги даются как бы сами собой, неким естественным порядком,  

должны благодарить Аллаха за особую милость.

Божьими дарами не обделен никто из нас. Но по-разному мы ими распоряжаемся, а порой впадаем в слепоту, которая и уравнивает свет с тьмой.

Фикх  называют еще мусульманской доктриной о правилах поведения мусульман (юриспруденция) и исламским комплексом социальных норм (мусульманское право  в широком смысле).

Исламский закон, который понимается как научная часть фикха, исходит из того, что к любому факту и явлению надо подходить абсолютно объективно. Существует два подхода, которые требуется соблюдать, применяя Исламский закон.


  1. Понимание обстоятельств. Ситуация, в которой нужно вынести суждение, должна быть рассмотрена со всех сторон. Следует учесть все факты, время, место, обстоятельства событий. Подробная информация даст возможность составить полную картину, тогда станет возможным разумное объяснение произошедшего.
  2. Понимание того, как  мы должны реагировать на обстоятельства.  Какие конкретные поступки   будут правильны? Каковы требования Аллаха, изложенные в Коране, и слова Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) станут руководством для наших действий?

Этот процесс известен как юридическая оценка – иджтихад. Ученый прилагает максимум усилий, чтоб следовать требованиям Аллаха в данном деле. Такое усилие не остается безрезультатным.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Если юрист следует иджтихаду и справедлив, он получает двойное вознаграждение.  Если он следует иджтихаду, но не справедлив, то получает одно вознаграждение»(Аль-Бухари; Муслим)

Хорошо известны слова, написанные халифом Умаром Бен Хаттабом к Аби Мусса аль - Ашари: «Сравнивай дела, находи подобные по обстоятельствам. Узнай, в чем они одинаковы и можно ли их уподобить друг другу. Затем  стремись вникнуть, что  будет более угодно Аллаху, и, с твоей точки зрения, соответствовать истине».

Мы видим описание подобных действий в Коране, когда Юсуф (мир ему) был лживо обвинен в дурных намерениях: «(Юсуф) сказал: это она пыталась соблазнить меня». И был свидетель сему ее (двоюродный брат-младенец).  «Если разорвана рубаха на груди, она права и лжец – Юсуф. Но если на спине разорвана рубаха, то лжет она, а он правдив»(12:26-27)

В составе единого исламского комплекса социально-нормативного регулирования юридические нормы заняли  особое место. Выводы фикх- юриспруденции превращались в правило в результате их санкционирования, официальной поддержки государством, например, путем назначения судей, применявших нормы определенного мазхаба.

Самую развитую область фикха  представляет право личного статуса – совокупность норм, регламентирующих брачно-семейные, наследственные и некоторые другие близкие к ним отношения.

Роль фикха в правовых системах исламских стран не остается неизменной. В целом, фикх-право никогда не совпадал полностью с фикх- юриспруденцией.

Салман Аль-Уда (пер.с англ.Л.Мишина)

 

  Комментарии   

# CaseyQuods
2017-03-16 18:40 wh0cd267057 cheap viagra
# CaseyQuods
2017-04-15 04:38 wh0cd267057 found here

Имя:

Текст сообщения:

Защитный код
Обновить

56.2743
-0.2809
62.9203
-0.6986

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер