Наша вера / Мировоззрение /

Учиться сосуществованию

Дата публикации: 07.11.09

Многие мусульмане становятся скептиками, когда затрагивается тема сосуществования. Некоторые из них считают, что сосуществование подразумевает для нас отход от Ислама.  Другие рассматривают это понятие как проект, имеющий тотальную цель – лишить ислам его принципов или ввести в Ислам понятия и принципы других религий.

Еще одна причина, почему многие мусульмане  скептически относятся к теме сосуществования, заключается в том, что они считают ее исключительно западной, тем, что может иметь отношение только к западному миру. Они усматривают опасность для ислама, который  может потерять своеобразие своей культуры, стать копией западного мира.

С уважением относясь к выше изложенным взглядам и опасениям их носителей, все же напомним: концепция сосуществования  сама по себе не нова. В Исламе это тема определена, ее решение закреплено в Священном Писании.

Некоторые люди, кстати, могут просто не до конца или неправильно понимать сам термин «сосуществование». Нам важно разъяснять значение термина, а не бесконечно огорчаться ограниченными знаниями других людей. Как и любое понятие, его надо изучить, понять, его содержание, а затем решать, можем ли следовать ему.

Мы можем применить такой принцип: «Слово истины – его ищет мусульмане. Когда мусульманин находит такое слово, он имеет абсолютное право принять его». (Тирмизи)

Негативная трактовка термина «сосуществование», мол, это приведет к компромиссному отношению в вопросах вероучения, смешиванию ислама с положениями других вероучений, неверна.

Аллах говорит:  «Неужели вы будете верить в одну часть Писания и отвергать другую часть?» (Коран, 2: 85)

Значение термина «сосуществование» наполнено высоким моральным смыслом, высоким стандартам, которые воплощаются в диалоге, согласии, установлении дружеских контактов, сотрудничестве ради мира и благополучия.   Необходимым элементом такого сосуществования является уважение различий, которых не может не быть. Такой подход имеет название плюрализм.

Коран говорит о сосуществовании, затрагивая различные темы, некоторые из них нам известны в большей степени, чем тема сосуществования. Например, Аллах говорит: «О, люди! Я создал вас мужчинами и женщинами, создал народы и племена, чтоб вы могли узнать друг друга».

Слова «узнать друг друга» относятся  не только к узнаванию названий племен. Они адресованы ко всем народам и имеют широчайшее значение, включая изучение, взаимные  контакты и другие положительные действия.

Аллах сказал: «И пусть ненависть людей, которые помешали вам пройти к Заповедной мечети, не подтолкнет вас на преступление. Помогайте друг другу в благочестии и  богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Коран, 5: 2)

Аллах установил принцип помощи друг другу, объединения в том, что добро и польза, отказ от участия в том, что нам запрещено или что нас разделяет.  Это принцип, благодаря которому  мы не только узнаем друг друга и помогаем друг другу, он направлен на распространение добра во всем мире. Когда мы поступаем таким образом, мы приближаем других людей к себе, приближаем к Исламу.

Безусловно, люди и их традиции разные. По воле Аллаха созданы различия в этом мире. Он говорит: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество одной общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех над, кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого. Исполнится слово твоего Господа: «Я непременно заполню гиену джинами и людьми - всеми вместе».  (Коран, 11: 118- 119)

Сосуществование не означает, что мы примеряемся со злом, что мы отказываемся защищать наши ценности, что мы не можем доказательно спорить. Мы должны и можем вести диалоги с самыми разными людьми  наилучшим образом. Так мы доказываем ценность нашего учения.

Сосуществование означает, что мы мирно сотрудничаем с другими людьми ради пользы, улучшения нашего общего блага. Мы можем жить как соседи, признавая общие ценности, например, жизнь и здоровье людей. Мы не должны избегать возможностей для диалога и не должны искажать наши идеи.

Верующие люди желают улучшения условий жизни для всех, не навязывая своих традиций. Мы можем рассказывать о своих обычаях и порядках. Для этого существует множество способов.

Одна из худших тенденций, которая достойна осуждения, - судить о вере других людей (как бы она не называлась), не допуская мысли, что эти суждения могут быть ограниченными, не считаясь с убеждениями других. Подобный подход противоречит учению ислама. Ислам признает священное право на жизнь и убеждения всех людей, если они живут мирно и соглашаются, что такое же право имеют мусульмане.

История дает нам прекрасный образец сосуществования людей  разных убеждений в Медине, первом городе мусульманского мира, из которого Ислам стал распространяться по всему миру. Именно там Ислам, как вера, проявил свою силу и независимость. Медина стала особым городом мусульман, но не только для них. Также для иудеев, язычников, лицемеров и слабых в вере мусульман. Все они жили бок о бок в этом маленьком городке.

Сосуществование – способ для всех людей мира сотрудничать, пополнять знания друг о друге, делиться своим пониманием любви, успехами цивилизации. Мы делимся своим опытом, общаясь друг с другом. Таков лучший способ жить на Земле.

(Продолжение следует.)

Шейх Салман Аль -Уда.
Перевод Людмилы Мишиной.

 
58.2242
+0.0952
69.2635
-0.5029

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер