Наша вера / Мировоззрение /

Что мешает ясно мыслить?

Дата публикации: 09.11.09
Кто ясно мыслит – тот ясно излагает. Эту закономерность люди заметили давно. Удивительна связь между нашими внутренними рассуждениями, мыслями  и словами, которые произносим, поступками, которые совершаем. Что способствует ясности мыслей и рассуждений? А что серьезно мешает? Найти ответы на подобные вопросы - значит продвинуться вперед не только интеллектуально, но и в практической жизни, в отношениях с окружающими людьми. Есть ли особенности в ответах на этот вопрос применительно к верующим людям? Давайте разбираться.

Следует признать: существует ряд серьезных помех, которые влияют на нашу способность мыслить ясно. Это становится причиной нашего неверного понимания и применения установлений Корана, учения Ислама. По этой же причине мы можем неверно воспринимать мир вокруг себя, не понимать до конца происходящие перемены и свою роль в жизни.

Слепое следование

Одна из ужаснейших помех, которая может лишить нас способности мыслить ясно, - слепое следование. Замечательный исламский ученый, юрист Абд аль - Барр провозгласил в свое время: исламские юристы должны достигнуть консенсуса в том, что слепой подражатель не может быть ученым. Ограниченные люди добровольно отказываются видеть широкое поле Исламской юриспруденции.

Именно по причине внутренней слепоты, неспособности воспринять новые мысли, образ жизни, веру, язычники в Мекке в давние времена отказывались принять Ислам. Аллах говорит: "Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?" (Коран, 2:170)

Безрассудное, некритичное повторение того, что осталось от прошлого, от ушедших поколений, бывает крайне опасно. В подобных случаях люди заведомо ограничивают свои способности. В частности, способность исследовать, анализировать, а это приводит, в свою очередь, к потере надежд на развитие, изменения мира в лучшую сторону.

Пророк (мир ему) говорил: «Не следуй за дурным. Когда люди поступают верно, поступай верно и ты. Если люди поступают дурно, ты продолжай поступать правильно, даже если останешься в одиночестве».

Общественное давление

Власть общества и его давление, которое называют еще  «групповым (или коллективным) разумом», может вобрать все возможные помехи для ясного мышления. Потому Аллах и Его Посланник (мир ему) дали указание язычникам Мекки избавиться от давления «общественного мнения», которое не позволяло им честно признать, что Послание Господа адресовано и им.

Аллах говорит: Скажи: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь. Ваш товарищ не является бесноватым. Он лишь предостерегает вас перед наступлением тяжких мучений».  (Коран 34: 46)

Поведение людей в одиночестве или наедине с кем-либо очень отличается от поведения в составе больших групп. Наедине, в узком кругу, как правило, мы более откровенны и открыты. Если такое общение состоялось, то человек, скорее всего, и публично будет высказываться и поступать более искренне. Барьеры  из косых взглядов и осуждений не будут казаться непреодолимыми.

Именно об этом говорит Аллах в Коране, когда утверждает: «Но нет! То, что они делают обычно, то проело, как ржавчина, их сердца».  (Коран, 83: 14)

Аллах также говорит нам: "Они говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой – завеса. Трудись же, и мы будем трудиться".  (Коран, 41:5)

Общество может скрывать открытия и знания,  основы веры, правду. А это, увы, отвлекает людей от размышлений в нужном направлении, не позволяет совершать самые значимые действия. Смысл ясного мышления - уметь распознать это давление, не поддаться ему. Человек не может мыслить ясно, рассуждать объективно, достигать истины, если его чувства в смятении, он боится обвинений, страшится общественного мнения.

По этому поводу один из западных  мыслителей сказал: «Общество может превратиться в чудовище, которое отвергает разум и мышление».

Кроме слепого подражания, давления общественного мнения, каждому человеку, если все-таки он желает достичь ясности мыслей и рассуждений, необходимо преодолеть соблазны суеверия.

Суеверия

Один серьезный исследователь пришел к заключению, что сила и влиятельность религий напрямую зависят от … слабостей в рассуждениях. То, о чем он говорит, как о религиях, нельзя называть истинной религией. Это – различные практики, инновации, придуманные людьми. Они не от Аллаха и Его Посланника (мир ему).

Аллах указал нам безусловные религиозные обязанности, открыл, как покаяться в грехах грешникам, как найти и присоединиться к народу, который идет Его путем. Аллах говорит: «Кто может быть несправедливее того, кто  возвел на Аллаха навет или счел ложью Его знамения? Воистину, не преуспеют беззаконники». (Коран, 6:21)

Суеверия вытесняют разумные и последовательные мысли, вместо них в наш ум заселяются мистические заблуждения, магические формулы и … трюки. Человек, пошедший такой тропинкой, все свои надежды ставит в зависимость от чудес, мистических предсказаний. Ислам, наоборот, учит тому, что фокусировать свои мысли надо на том, что есть нормальные, естественные законы, установленные для нас Аллахом.

Размышления – это наша умственная деятельность, которая невозможна без использования разума. Мыслительный процесс обеспечивается сложной работой головного мозга. Суеверия отметают необходимость в нашем мозге, мыслях, способностях обобщать и анализировать факты. Суеверия предлагают готовые выводы и заключения.  «Волшебство» заключается в том, что нам предлагают «сверхзнания», невидимые объекты, тайные свойства вещей. «Творцы чудес», будучи сами ограниченными людьми, вовлекают в свои сети других, делая их тоже слабоумными.

Аллах говорит: «У них есть сердца,  которые не разумеют,  и глаза,  которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более  заблудшими. Именно они являются беспечными невеждам». (Коран, 7:179)

Абсолютизм

«Только так и никак иначе», «никаких обсуждений», «отрезано» - подобными словами люди часто ограничивают объяснение своей точки зрения. Но можно ли использовать в подобном случае понятие «объяснение»? Конечно, нет!  Принцип «все или ничего» - серьезная помеха для ясных размышлений. Даже в эмоциональном плане такая позиция потребует от вас или принимать, или категорически отказываться от всех разумных, обоснованных доводов другого человека.

Али бин Абу Талиб, предупреждая о такой опасности, говорил: «Любите то, что вы любите, с чуткостью. Предмет вашей любви в один день может стать ненавистен вам. Ненавидьте то, что вы ненавидите, с осторожностью. Однажды то, что ненавидите, может стать для вас любимым».

Привычка к крайним сужениям может сослужить плохую службу: вы можете отказаться в положении, когда сами себе откажите вправе разделить верное убеждение.

Диалог для людей с абсолютистскими убеждениями труден, чаще – невозможен. Они цитируют сам себя, не слышат вопросы и рассуждения других людей. Вместо диалога получается монолог.

Великий исламский юрист аль - Шафии высказал относительно проблемы в целом замечательную мысль. Его слова могут служить правилом, как нам следует рассуждать. Он говорил: «Я оцениваю мои взгляды как верные. Но я допускаю возможность ошибки. Я считаю мнение другого человека неправильным. Но я допускаю, что он может быть прав».

Заявления аль – Шафии о том, что он уверен в своей точке зрения, он основывал на сравнительных исследованиях, усиленной работе, анализе. Но он не оставлял возможность для признания  ошибки. Он был способен подвергнуть ревизии свои выводы, обсудить новые результаты. Он был открыт для критики и восприятия нового.

Излишняя чувствительность

Реагирует ли человек на происходящее вокруг подобно глухому и слепому или наоборот впадает в злость и ярость – его мысли теряют ясность. Пророк (мир ему) говорил: «Судья не должен выносить решение, если он зол».

Злость – одно из худших эмоциональных состояний. Она окутывает человека, заволакивает его разум. Исламские ученые – юристы следуют правилу Пророка (мир ему), установленному в других обстоятельствах, но применимому и в случае злости: они идут в ванную комнату и умываются водой.

Мусульманину следует опасаться всех помех, которые мешают мыслить. Коран предупреждает нас: «Неужели они не размышляли над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Коран, 47:24)

Пусть Аллах упасет ваш разум от заблуждений, чтобы вы мысли ясно.
 
Салман Аль-Уда (пер.с англ.Л.Мишина)
 
 
 
56.2743
-0.2809
62.9203
-0.6986

Как вы думаете, кому выгодна дестабилизация в Йемене?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер